FitnessData

Дефицит кадров в фитнес-индустрии: текущая ситуация и возможные пути решения

Одна из самых значимых тем, которая поднимается практически на каждом отраслевом мероприятии по фитнесу – дефицит кадров в отрасли, трудности вовлечения молодых специалистов в фитнес-индустрию. Ситуация с COVID-19, потрясения 2022 года и анонсированный профстандарт «Фитнес-тренер» с необходимостью платной переподготовки, безусловно, добавили дополнительных проблем кадровым службам фитнес-объектов. Приведем пару ярких цитат, демонстрирующих мнение отраслевых экспертов по данному вопросу: «ноготочки как работодатель победили фитнес», «у нас же работать надо», «в фитнесе хлеб зарабатывать труднее, чем стоять консультантом в магазине»…
Реальная ситуация
По данным HeadHunter на одну вакансию в сфере «спортивные клубы, фитнес, салоны красоты» приходится менее 2 подходящих активных резюме при нормальном уровне в 5-6 резюме на вакансию. Из всех профобластей, освещаемых HH, фитнес-индустрия выглядит одной из самых непривлекательных с точки зрения потенциальных откликов. Значительно хуже ситуация только в сфере добычи сырья, домашнем/рабочем персонале и строительстве, хотя в этих сферах скорее имеет место быть проблема редкого использования портала HeadHunter для поиска такого вида работ.
Число вакансий в сфере спорта в 2022 году выросло на 27% (год к году, очевидно негативное влияние COVID-19 на показатели 2021 г.), однако число резюме упало на 31%. Ситуация в отдельных регионах может отличаться, но общий тренд сохраняется: в Москве число вакансий выросло на 4%, а число резюме упало на 30%, в Санкт-Петербурге рост вакансий на 35%, падение резюме на 29%, в Екатеринбурге +41% и -34% соответственно.
Очевидна проблема сильнейшего разрыва между спросом и предложением квалифицированных специалистов в сфере фитнес-услуг. Другие порталы поиска работы своими статистическими данными подтверждают общий тренд снижения новых резюме и роста числа вакансий на рынке.
Пути решения
Не претендуя на абсолютную истину, мы видим 4 основных подхода к выходу из сложившейся ситуации:
1.      Повышение привлекательности фитнес-индустрии как работодателя – прозрачность карьерной лестницы, понимание перспектив, честные правила игры со стороны фитнес-объектов и т.п. Большая крупных сетей уже использует этот подход и зачастую входят в списки наиболее привлекательных работодателей.
2.      Рыночный – повышение зарплат тренеров. Это приведет к притоку кадров, но соответственно, и к повышению стоимости тренировок. С учетом снижения реальных доходов населения, это путь к снижению проникновения персональных тренировок и глобально к меньшему вовлечению россиян в фитнес, поэтому мы за аккуратное использование этого подхода.
3.      Дальнейшая цифровизация – минимальное использование тренеров путем замены их цифровыми инструментами – например, видеозаписями, как групповых программ, так и поясняющих роликов с использованием тренажеров. Ряд фитнес-объектов уже реализует групповые программы с записью тренировок, но они пользуются меньшей популярностью, но с учетом дефицита кадров все больше проектов будут внедрять у себя подобные решения.
4.      Выжидательная стратегия – с учетом сложной экономической ситуации, как в России, так и в мире, высока вероятность высвобождения большого количества кадров и переориентация части из них на фитнес-индустрию. Наиболее пассивная стратегия, которая, впрочем, может оказаться наиболее действенной.
Вероятно, существуют и другие подходы – можете рассказать об используемых вами подходах в комментариях. А мы продолжим следить за трендами в сфере занятости в фитнес-индустрии под тегами #hr #аналитика #фитнес
Первый поток