FitnessData

Тренд на фитнес у дома: как фитнес идет по пути российского ритейла?

Порядка 10 лет назад часть команды FitnessData была активно вовлечена в изучение российского рынка продуктового ритейла: мы отслеживали рынок почти 6 лет, застали переходную фазу со стремительным сокращением роли гипермаркетов и активным ростом сетей "Пятерочка", "Магнит", "Красное и Белое" и "Светофор", которые сейчас доминируют в своих сегментах рынка.
Посчитав на днях ряд показателей уже по рынку фитнес-услуг, мы ощутили дежавю... Кажется, что в фитнесе настал 2016 год ритейла, и все тоже стремительно меняется. Представьте, что крупноформатные клубы с бассейнами — это гипермаркеты, "сухие" клубы в торговых центрах — это супермаркеты и крупные магазины у дома, а небольшие студии и автоматизированные клубы — это мини-магазины у дома наподобие "Вкусвилла", "Жизньмарта" или "Красного и Белого"... Интересно, пойдет ли фитнес по этому пути как ритейл? Посмотрим на данные последних лет.

Фитнес уже стал ближе к потребителю географически, и этот процесс продолжится. В городах России с населением более 100 тыс. человек 75% жителей имеет хотя бы один фитнес-объект в зоне 10-минутной пешеходной доступности, и этот показатель будет расти. Активный рост "сухих" клубов рекуррентных сетей в последние несколько лет происходил за счет небольших торговых центров, расположенных в плотной городской застройке, и это значительно увеличило доступность фитнеса в столице, а теперь процесс запустился и в регионах. Доля фитнес-клубов в небольших торговых центрах (до 50 тыс. кв. м.) в Москве за последние несколько лет выросла на 10 п.п. до 61% от всех фитнес-клубов, расположенных в ТЦ. Фитнес, очевидно, перемещается ближе к потребителю, и потребитель это ценит.

Близость к потребителю в большинстве случаев означает небольшие форматы. За последние несколько лет баланс открытий небольших объектов и крупных клубов почти не меняется: 80% открытий приходится на студии и небольшие форматы, 20% — на крупные объекты. Помимо классических студий с групповыми программами, мы увидели запуск небольших форматов тренажерных залов. Это объясняется как отсутствием больших площадей в непосредственной близости от потребителя, так и меньшей возможностью заполнить в отдельно взятом квартале студию или клуб большой площади.

Крупные локации. Впрочем, крупные локации никуда не делись, но их меньше, а за хорошие локации идет серьезная борьба. Многие застройщики планируют крупные клубы у себя в жилых комплексах высоких классов, растет встречаемость клубов в ЖК комфорт-сегмента. Все чаще еще на этапе котлована или возведения первых этажей здания известен потенциальный оператор фитнес-клуба, найти готовый удачный объект — скорее редкость, но и такие случаи бывают.

Есть ли деньги в малых форматах и как на них зарабатывать? Пожалуй, это ключевой вопрос и вызов для рынка. По предварительным итогам 2024 года, средняя выручка фитнес-студии в России приблизилась к 7 млн руб., а доля в общей структуре рынка фитнес-услуг выросла до 14% (на 3 п.п. с 2021 г.), т.е. рынок малых форматов растет быстрее рынка в целом. Однако большинство крупных операторов пока скептически смотрят на это направление: добиться оборотов, сопоставимых с большим клубом, тяжело — для этого нужна целая сеть студий.

Получится ли у малых форматов наращивать свою долю на рынке в ближайшие годы? Думаем, что да.
Но, пожалуй, ключевая баталия развернется между близкими к дому "сухими" объектами (супермаркетами у дома) и большими удаленными клубами (гипермаркетами). Будем следить, куда двинется рынок.

Тем временем доля гипермаркетов в структуре продаж продовольственных товаров в России сократилась с 19% в 2014 году до 11% в 2024 году.

#аналитика_FD #потребители_FD #лонгриды_FD
Первый поток