FitnessData

Неделя с 19 по 25 сентября: региональная специфика рынка фитнес-услуг

5 групп регионов и столичные агломерации
Несмотря на существенные различия в размере городов, поведение клиентов фитнес-услуг на неделе с 19 по 25 сентября объясняется преимущественно географическими факторами. Фактически мы получили 5 географических секторов, которые существенно отличаются друг от друга по поведению клиентов в фитнес-индустрии.

1 группа: Юг России
Рынок незначительно сократился (до 10% по выручке, 15-20% по трафику при росте среднего чека - отказ от доп. услуг и меньшее падение уровня продаж абонементов). Южные регионы практически не отреагировали (если анализировать показатели неделя к неделе) на объявление о частичной мобилизации - в Краснодарском крае выручка даже незначительно выросла, в Ставрополье сократилась на 5-8%, в Волгоградской и Ростовской области снижение выручки составило до 10%. Отдельные случаи прироста рынка в регионах с неразвитым рынком связаны скорее со статистическими искажениями из-за эффекта низкой базы.

2 группа: Поволжье и Урал
Снижение было большим, чем в среднем по России, показатели по выручке снизились на 10-25%, сильно просели продажи доп. услуг, чаще использовались скидки при продаже абонементов.
Ситуация на Урале была хуже, чем в Поволжье - в Тюменской области выручка упала на 24%, а средний чек на 17% (сократились продажи абонементов, чуть лучше была ситуация с доп. услугами), чуть лучше была ситуация в Свердловской области и Пермском крае (падение на 14-15%), наилучшие показатели на Урале в Челябинской области (-10%).
В Поволжье сокращение выручки фитнес-объектов почти всех регионов составило от 10 до 15%. Лучше была ситуация в Саратовской области (-9%), хуже в Самарской области, Башкортостане и Татарстане (падение на 11-14%). Существенно упали продажи абонементов в Нижегородской области (больше 25%, однако ситуация в целом выправляется за счет меньшего падения доп. услуг).

3 группа: Сибирь
Субъекты Сибирского федерального округа пострадали наибольшим образом - почти повсеместным было падение выручки на 19-20%, снижались продажи как дополнительных услуг, так и абонементов.
В Новосибирской, Омской областях и Красноярском крае снижение составило более 20%, в Иркутской области около 10%. В Омске и Новосибирске падали преимущественно продажи дополнительных услуг, в Красноярском крае - и продажи абонементов, и продажи дополнительных услуг.

4 группа: Центр
В регионах центральной России падение рынка было более значимым, чем в среднем по России - на уровне от 10 до 23%. Наибольшее сокращение было характерно для Воронежской области (сокращались продажи и абонементов, и дополнительных услуг), лучше была ситуация в Тульской и Калужской областях.

5 группа: регионы со слаборазвитым рынком и Дальний Восток
Районы Дальнего Востока, отдельные регионы СЗФО - разнонаправленная динамика, преимущественно связанная с эффектом низкой базы. В Приморье и на Дальнем Востоке падение выручки на уровне 10-15%, в отдельных субъектах Северо-Запада - динамика лучше рынка, например, в Архангельской области падение среднего чека на 14% при сохранении выручки на прежнем уровне.

Столичные агломерации
Москва и Санкт-Петербург имеют схожие показатели на уровне 9-13% падения выручки, которое обеспечено в большей степени падением продаж дополнительных услуг и менее значимым снижением объема продаж абонементов. Пристоличные области показали разнонаправленную динамику: в Ленинградской области снижение составило 22%, сокращались как продажи абонементов, так и дополнительных услуг; в Московской области - напротив, незначительный прирост рынка, обеспеченный приростом продаж абонементов.

Методика подсчета показателей
В наличии для анализа были доступны показатели выручки, среднего чека и количества чеков по субъектам РФ. Источником данных послужили ОФД, передающие налоговые данные в обезличенном виде. С учетом большого разброса фитнес-объектов по ОКВЭДам (от деятельности фитнес-центров до управления собственной или арендной недвижимостью) возникают трудности с охватом всего рынка, однако по нашим расчетам охват, доступный для анализа исследователям FitnessData составляет не менее 70% рынка.

Первый поток