FitnessData

Фитнес в условиях трансформации коммерческой недвижимости

2022 год стал испытанием для большинства участников рынка коммерческой недвижимости - уход зарубежных компаний привел к росту вакантных площадей и снижению спроса на них. Несмотря на большое количество освободившихся помещений в привлекательных локациях, игроки фитнес-индустрии с осторожностью относятся к возможности расширения по ряду объективных причин. Аналитики FitnessData попытались разобраться в том, как фитнес отреагировал на трансформацию рынка недвижимости, и как много новых объектов открылось на освободившихся площадях.

Вакантность торговых площадей растет
По данным CORE.XP на конец 2022 года доля международных ритейлеров, объявивших о прекращении своей деятельности на территории России, составила 35%. Еще 28% провели процесс ребрендинга и последующий перезапуск. Аналитики NF Group оценивают уровень вакантности столичных торговых центров в 14,5%, но на этом значении он не остановится и к концу года может достигнуть 17%. Вакантность на рынке стрит-ритейла Москвы в свою очередь держится на уровне 15,7%, при этом на пешеходных улицах пустуют 17,2% коммерческих площадей (+5,3 п. п. по сравнению с аналогичным периодом 2021 года).
Серьезно пострадали крупные торговые центры, где иностранные бренды были ключевыми арендаторами, а еще до 20% трафика генерировалось кинотеатрами. Тренд на снижение времени шоппинга и онлайн-торговлю непродовольственными товарами, начавшийся еще в пандемию, стал дополнительным ударом для крупных торговых центров и переориентировал часть трафика на ТЦ районного формата.

На замену приходят новые бренды
В связи с прекращением деятельности иностранных компаний владельцы торговых помещений заинтересовались в открытии магазинов новых брендов. В перспективе освободившиеся ниши могут занять торговые сети из Турции, Ирана, Китая, стран СНГ. Еще одним драйвером развития могут стать представители отечественного ритейла. Около 20 российских брендов уже увеличили площади своих магазинов в два–три раза и работают над расширением ассортимента.

Фитнес - потенциально один из крупнейших потребителей больших площадей ТЦ
Эксперты ГК RRG отмечают, что одним из ключевых трендов уходящего года стало смещение фокуса с fashion-сегмента на более устойчивые сферы потребления - постепенно происходит включение торговых объектов в повседневную жизнь горожан, в которую входят общепит, развлечения, образование, спорт и здоровье. Вполне вероятно, что этот тренд сохранится в будущем, собственники ТЦ понимают, что такие операторы будут создавать трафик. На сегодняшний день уже существуют кейсы, когда фитнес-клубы приходят на смену кинотеатрам и другим арендаторам, занимающим большие пространства. Например, в Перми место кинотеатра займет фитнес-клуб DDX fitness, а новая сеть “Жара fit” откроет свой первый клуб на площадях ТРЦ “Vegas Крокус Сити”, в одном из крупнейших ТЦ Екатеринбурга, Гринвиче, планируется открытие крупного фитнес-клуба.
Впрочем, из-за технических особенностей не вся вакантная недвижимость соответствует условиям для перестройки в фитнес-клубы - маленькие площади, низкие потолки, специфика инженерных коммуникаций, из-за которой не везде возможно сделать вытяжку и вентиляцию, оборудовать душевые. Несмотря на казалось бы широкие перспективы, игроки фитнес-индустрии могут занять ограниченную часть освободившейся недвижимости.

Какие ещё ограничения существуют
1. Объекты фитнес-индустрии нельзя назвать якорными арендаторами, они не формируют покупательский трафик сопоставимый с крупными сетевыми супермаркетами или непродовольственными магазинами узнаваемых брендов. На сегодняшний день в крупных ТЦ фитнес генерирует не больше 7-10% трафика.
2. Как правило, ушедшие из России иностранные ритейлеры занимали помещения на первой линии первых этажей, и фитнес-объекты редко могут на них претендовать - в первую очередь, из-за высокой стоимости.
Тем не менее, подходящие площади верхних и цокольных этажей могут вполне быть использованы фитнес-объектами для размещения - мы ожидаем дальнейшего роста доли фитнес-клубов и студий, размещенных в торговых объектах.
А пока по итогам года можем отметить не более 15 открытий полноформатных клубов в больших торговых центрах и до 20 открытий клубов и студий в районных ТРЦ и на первых этажах на улицах с развитым стрит-ритейлом.

#аналитика #недвижимость

Первый поток