FitnessData

Организация спортивной активности: «сбоку», «снизу», «сверху» и из метавселенных

Фитнес-индустрия вносит существенный вклад в здоровье жителей России через предоставление доступа к занятиям преимущественно на коммерческой основе, хотя онлайн-тренировки крупных сетей и некоторые публичные мероприятия клубов и студий и вовсе общедоступны. Однако не только коммерческий фитнес способствует формированию здорового образа жизни россиян – мы собрали несколько интересных свежих кейсов формы организации спортивной активности «сбоку» (коммерция для людей), «снизу» (самоорганизация жителей), «сверху» (государство / муниципалитет для людей) и даже из метавселенных (интернет для людей).



«Сбоку»
Частный бизнес различного уровня все чаще становится инициатором создания спортивных объектов / формирует другие условия для занятия спортом среди местных жителей. X5 Group («Пятерочка», «Перекресток») с 2020 года создает спортивные площадки неплохого качества в городах России: Липецке, Омске, Альметьевске, Калуге и других, проводит спартакиады среди своих сотрудников (в год в ней принимают участие больше 30 тыс. человек), поддерживает марафоны и городские спортивные мероприятия. Компания «Комус» больше 15 лет организует спортивные фестивали и поддерживает пляжные виды спорта. Нельзя не вспомнить про «соседские центры» застройщика «Брусника», где для жителей доступен небольшой спортивный зал, тренировки в котором могут проводить как сами жители, так и приглашенный тренерский состав. Также в этот сегмент можно отнести многочисленные случаи поддержки любительских команд / клубов частным бизнесом, не имеющим прямых преференций и не участвующим напрямую в жизни команд / клубов.

«Сверху»
Государство ставит высокие цели по вовлечению населения в спорт, однако успешность реализации большинства целей в последние годы вызывает большие вопросы. Но есть и успешные истории, рассказываем про некоторые из них.
В Москве популярной стала программа «Мой спортивный район», подразумевающая бесплатные тренировки на дворовых / парковых площадках в различных районах города с проф. тренерами по различным видам спорта. Аналитики FitnessData и сами посещали несколько тренировок в разных районах города в сентябре-октябре и остались довольны увиденным – тренировки в зависимости от направления посещает от 10 до 50 человек, есть как игровые виды спорта, так и индивидуальные.
С точки зрения массового детского спорта следует отметить активности Российского движения школьников (РДШ) – турниры по школьному футболу, шахматам и другим видам спорта, которые имеют высокую популярность среди подростков.
Организуемые государством / муниципалитетами, а иногда и за счет частной инициативы – фестивали спорта и спортивные гуляния во время городских и федеральных праздников также имеют высокую популярность. Практикуются во многих городах России, часто поддерживаются фитнес клубами и студиями, позволяют напомнить о спорте и вовлечь население в регулярную спортивную активность.


«Снизу»
Феномен организации спортивной активности «снизу» требует отдельного большого исследования, с которым мы обязательно вернемся. Пока же расскажем, что по предварительным результатам нашего исследования в 40% изученных домовых чатов в Москве и Московской области так или иначе организованы совместные занятия спортом – где-то это занятия на спортивной площадке на территории комплекса, где-то совместные выезды на площадки / лыжню / места купания, где-то имеющие тренерский опыт жильцы делятся своим опытом с соседями. Активность в спортивных направлениях пока охватывает не более 5-7% жителей крупных ЖК, однако предварительный анализ демонстрирует повышение интереса к этому направлению. А с учетом глобального тренда на «локализацию» жизни горизонтальные связи и самоорганизация жителей в области спорта будет только возрастать.



Интернет, VR и метавселенные
Онлайн-тренировки, сохранившиеся с ковидных времен преимущественно у крупнейших сетей, по-прежнему доступны и пользуются относительно высокой популярностью – самые популярные тренировки собирают десятки тысяч просмотров и сотни человек смотрят их в прямом эфире.

Использование VR-устройств для поддержания спортивной формы также набирает оборот – среди популярных проектов можно упомянуть Within, получивший более 50 млн долл. США инвестиций, нацеленный на самостоятельные тренировки в VR-очках с игровыми элементами.
Однако еще большую аудиторию в рамках цифрового направления набирают 2 других сегмента: move-to-earn игры на блокчейне и спортивные метавселенные.
Пожалуй, самым популярным в рамках первого направления является игра StepN, позволяющая зарабатывать (после собственных вложений) на спортивной активности (ходьбе и беге), аудитория которой на пике популярности достигала 100 тыс. пользователей в час. Однако общий «пирамидальный» характер приложения и снижение курсов криптовалют к фиатным валютам привели к снижению популярности игры и невозможности даже отбить вложенные средства. Впрочем, в этом направлении появляются все новые игры и, несомненно, устойчивая бизнес-модель рано или поздно будет найдена.

В рамках спортивных метавселенных отметим OliveX. Пока метавселенная поддерживает 2 игры – аудиоигру Dustland Runner и сайкл-игру Dustland Rider. В рамках первой пробежки в реальном мире дополняются аудиодорожкой, что позволяет геймифицировать процесс, а каждое движение в рамках тренировки позволяет зарабатывать токены, которые могут быть обменяны на улучшение виртуального персонажа или скидки в магазинах-партнерах. Сайкл-игра интегрирована с физическим велосипедом / сайкл-тренажером и позволяет продвигаться по сюжету игры при совершении тренировочных действий.

Цифровизация и развитие технологий открывает новые возможности для вовлечения людей в спорт и фитнес-объектам необходимо перенимать лучший опыт для сохранения своих позиций и опережения рынка.

#технологии #аналитика #рынок #вовлечение
Первый поток