Тема выхода российских компаний на рынок ближнего и дальнего зарубежья остается в актуальной повестке предпринимательского сообщества. Российских компаний стало больше практически во всех отраслях экономики стран Центральной Азии и Закавказья, и рынок фитнес-услуг не стал исключением. Некоторые российские сети смотрят дальше - на Ближний Восток и не только. Разбираемся, кто растет на зарубежных рынках и какие долгосрочные планы у российских сетей.
Кто активно работает в направлении международного роста
Пионером на рынке стран постсоветского пространства была крупнейшая российская сеть World Class, открывшая клуб в Казахстане в далеком 2004 году. В этом году World Class открывает первый клуб в Баку. Сеть работает на рынках постсоветского пространства - в Тбилиси, Бишкеке и в городах Казахстана. Среди проектов, анонсированных на ближайшее время, - клуб в Ереване и расширение в Азербайджане (должно появится 3 клуба). Долгосрочные планы включают проработку ближневосточных и азиатских направлений: ОАЭ, Индии, Таиланда, Китая и некоторых других. XFIT с 2016 года работает в Душанбе, там сеть открыла один из крупнейших фитнес-клубов в Центральной Азии. У сети есть клуб в Минске. В этом году сеть открыла клуб на Кипре, а также нацелена на рынок Узбекистана - клуб формата XFIT Studio появится в Самарканде. В ближайших планах работа на рынках Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии из стран постсоветского пространства. Среди стран дальнего зарубежья сеть нацеливается на Китай и ОАЭ. Crocus Fitness в конце прошлого года вышла на рынок Таджикистана, открыв один клуб в Душанбе, в работе у сети клуб в Бишкеке (откроется в феврале 2024 г.). Также сеть планирует активно развиваться на рынке Азербайджана, а также развивать сеть Жара Фит в Баку. Сеть Bright Fit вышла на грузинский рынок под брендом Prime Fit. Сеть планирует открыть 5 клубов в Тбилиси и 1 в Батуми в ближайшие 2 года, доведя общую площадь сети до 17 тыс. кв. м. Также сеть рассматривает дальнейшую экспансию в другие страны. Еще как минимум 3 сети из топ-20 рассматривают открытия на постсоветском пространстве, но пока не делали официальных анонсов.
Студии не отстают
Крупнейшая сеть студий Levita - открыла франчайзинговые студии в странах постсоветского пространства - Армении, Грузии, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Молдове, а также странах дальнего зарубежья - Аргентине, ОАЭ, Румынии и Таиланде. Сеть Lady Stretch - другой крупный студийный игрок, открыла студии в Казахстане и анонсировала студию в США в ближайшее время. TopStretching работает в Минске, Дубае и в ближайшее время планирует открытие студии на Бали в Индонезии. Экономические предпосылки и нераскрытый потенциал: ключевые мотивы игроков в странах Центральной Азии, Закавказья, Ближнего Востока Озвученные выше страны привлекают российских игроков 2 основными возможностями - занять максимальную долю на растущих рынках, где развитие фитнес-рынка только начинается, и получить валютную выручку, которая позволит диверсифицировать риски. Для всех изучаемых стран характерны одни и те же черты:
более высокие темпы роста экономики;
рост уровня урбанизации и распространение городского образа жизни (например, только в Казахстане городское население за 10 лет выросло с 54 до 62%)
рост и возможности привлечения прямых иностранных инвестиций
слабая конкуренция на рынке фитнес-услуг
Сильных игроков, которые могут соперничать с франчайзинговыми российскими сетями - единицы, возможность занять значимое положение на новых рынках используют многие.