FitnessData

Фитнес как главный бенефициар 2022 года

2022 год стал одним из самых сложных для российской экономики и потребителей, однако для фитнес-индустрии этот год становится удачным. В феномене успеха фитнеса в сложное время попытались разобраться аналитики FitnessData.

Реальные доходы падают, россияне переходят на сберегательную модель
Ранее мы писали об ускорении падения реальных доходов в третьем квартале 2022 г. Сокращение покупательной способности в совокупности с высокой неопределенностью и нестабильным состоянием экономики привели россиян к сберегательной модели поведения. По данным Ромир растет число россиян, имеющих сбережения (51%), из них большинству отложенных средств хватит на срок до 6 месяцев. В банках растут депозиты, а в микрокредитах впервые за долгое время нет роста. Все это индикаторы кризиса, который напрямую касается сектора услуг.



Пострадавшие отрасли
В первую очередь негативные изменения ощущает на себе сфера туризма - сокращается турпоток, как внутренний, так и внешний. По словам вице-президента АТОР Александра Курносова в 2023 году туристический рынок ждет снижение спроса. По результатам трех кварталов объемы выездного туризма в 2022 году сократились в 2,5 раза – с 40 млн выездов в 2019 году до 18 млн поездок в 2022 году. Предполагалось, что внутренний туризм заменит собой несостоявшиеся зарубежные поездки, но в реальности внутренний туризм не достиг уровня доковидного 2019 года. Причина кроется в сокращении платежеспособного спроса и общей неуверенности людей, которые не готовы планировать крупные траты на отпуск. Согласно опросам ВЦИОМ летом 2022 года 33% россиян провели отпуск дома, 28% на даче, а 20% вообще не брали отпуск. При этом почти каждый пятый россиянин был вынужден поменять свои планы - 23% респондентов пояснили, что причиной такого решения стали финансовые затруднения.
Сильно пострадала сфера кинопроката. Голливудские премьеры, на которые приходилось почти 70% репертуара, обеспечивали большую часть доходов. Из-за снижения количества премьер, выручка стремительно падает, а 50% кинозалов рискуют закрыться. Онлайн-кинотеатры также испытывают трудности. За первое полугодие их выручка выросла всего на 5% по сравнению с прошлым годом, что является минимальным результатом за последние пять лет.

Стресс и тревожность растут
Другим фактором, положительно влияющим на рынок фитнес-услуг, является рост уровня стресса в обществе. По последним данным Фонда “Общественное мнение” 59% россиян отметили, что они и их окружение все чаще испытывают тревожные настроения. Многие граждане вынуждены сталкиваться со стрессом, вызванным геополитической ситуацией, сложностями на рынке труда, снижением располагаемых доходов и сменой привычек на фоне экономии. Растет спрос на антидепрессанты - по данным DSM Group, в период с 15 августа по 11 сентября россияне приобрели на 15% больше антидепрессантов, транквилизаторов и нейролептиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Статистика поисковых запросов россиян также указывает на обеспокоенность о своем психологическом состоянии. По данным Яндекса в период с 1 по 30 ноября 2022 было осуществлено более 3 миллионов запросов по словам “психолог” (+13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) и более 70 тысяч запросов по словосочетанию “психолог онлайн” (+33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
При этом физические тренировки остаются одним из лучших и доступных способов для снятия стресса, развлечения и улучшения психоэмоционального состояния. По данным Ромир для каждого четвертого (23%) россиянина занятия спортом – это способ борьбы со стрессом.

Фитнес и общепит как замена всех развлечений
Лишенные привычных развлечений и подверженные стрессу, жители страны больше тратят на другие виды услуг - более доступные и предсказуемые.
По данным СберИндекса за третий квартал 2022 года потребительские расходы в кафе, барах и ресторанах в среднем выросли на 14,8% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
Фитнес также остается важным элементом сферы городских культурно-досуговых развлечений. По итогам января-ноября показатели оборота фитнес-индустрии превысили прошлогодние на 11%, а значения докризисного 2019 года были превзойдены на 16%, при том, что рост цен в фитнес-индустрии был минимальным (в отличие от общепита и розничной торговли). За январь-ноябрь отрасль заработала больше 159 млрд руб., а по итогам декабря оборот превысит по оценке FitnessData 178 млрд руб. Таким образом, кризис смежных отраслей (или отраслей заменителей) и попытка снизить уровень стресса - главные причины опережающего роста фитнес-индустрии в 2022 году.

#аналитика #экономика
Первый поток