FitnessData

Рынок фитнес-услуг для клиентов “серебряного” возраста: мировой и российский опыт

Рынок фитнес-услуг для клиентов “серебряного” возраста: мировой и российский опыт

В последние годы усиливается тенденция к росту числа клиентов старшего возраста в фитнес-клубах. Во-первых, стремительно стареет население России, Европы и США, во-вторых, все больше пожилых людей осознают важность здорового образа жизни и физической активности для поддержания своего физического и психического благополучия. Большинство исследований подтверждают, что физическая активность и тренировки могут существенно улучшить качество жизни пожилых людей, снизить риск развития хронических заболеваний и улучшить когнитивные функции. Помимо этого, занятия фитнесом могут помочь с социализацией, которая играет немаловажную роль для людей старшего возраста.

Сколько клиентов “серебряного” возраста
По результатам нашего недавнего опроса, в российских фитнес-объектах занимается почти 700 тыс. чел. старше 55 лет или около 12% от общего числа посещающих фитнес-объекты. Доля клиентов старших возрастных групп растет (+1,5 п.п. с 2019 г.), однако все еще очень далека от ведущих стран: например, в Великобритании доля клиентов старше 55 лет составляет 23% (2,4 млн чел.), в США — 22% (14,3 млн чел.), а темпы прироста количества клиентов этой возрастной группы за последние 10 лет являются самыми высокими (по данным IHRSA).

Особенности посещения фитнес-объектов
Согласно зарубежным исследованиям, люди старших возрастов — самые активные посетители фитнес-объектов. Посетители старше 65 лет посещают фитнес почти 8 раз в месяц, тогда как у представителей других возрастных групп среднее число посещений колеблется между 5 и 6. По России таких данных еще нет, но мы этим обязательно займемся.

Фитнес для старшего поколения: изучение зарубежного опыта
Увеличение доли людей пожилого возраста — общемировая тенденция, поэтому программы для пожилых в топе по запросам в большинстве западных стран. По данным Health & Fitness Journal, фитнес-программы для пожилых людей заняли 4-е место в списке фитнес-трендов на 2023 год. В частности, австралийские специалисты, участвовавшие в опросе, назвали фитнес-программы для пожилых людей трендом №1 в этом году.
В западных фитнес-клубах реализуются программы Senior Fitness: игроки акцентируют важность учета потребностей и интересов клиентов старшего возраста в фитнес-клубах. А в США существует SilverSneakers — фитнес-программа для людей старше 65 лет, предлагающая членство в фитнес-клубе, онлайн-тренировки, семинары. Участники также могут получить доступ к онлайн-поддержке. Программа сотрудничает с более чем 15 тыс. объектов (больше, чем точек Starbucks в США), включая крупные фитнес-центры и местные спортивные залы. Пакет SilverSneakers обычно предлагается в рамках планов медицинского обслуживания на бесплатной основе. Хотя UnitedHealthcare, крупнейшая компания США в области медицинского страхования, отказалась от SilverSneakers, сейчас компания развивает собственную фитнес-программу Renew Active, которая включает в себя как физическое здоровье, так и ментальное благополучие.

Как в России работают с клиентами “серебряного” возраста
Существует ряд государственных программ (например, федеральный проект “Старшее поколение”), направленных на популяризацию здорового образа жизни среди пожилых россиян. Эта инициатива наиболее развита в Москве, где на базе Центров Долголетия проходят разнообразные бесплатные тренировки. Однако есть и коммерческий вариант: фитнес-клубы уже не первый год разрабатывают специальные программы для пожилых клиентов, включающие тренировки с низкой нагрузкой на суставы, групповые занятия по йоге или пилатесу, аэробику в воде и другие виды активности, соответствующие физическим возможностям этой аудитории.
World Class разработал программу Soft Fitness, предназначенную в том числе для клиентов старшего возраста. В XFIT работают инструкторы по взаимодействию с людьми пожилого возраста. ФизКульт ввел специальные абонементы для людей старше 55 лет. По всей стране в фитнес-клубах и студиях есть специализированные направления, подготовленные специально для пожилых клиентов — зумба, пилатес, занятия “50+”, фитнес для людей старше 55.
Игроки все чаще обращают внимание на клиентов старшего возраста: организуют рекламные кампании, направленные на привлечение старшей аудитории, публикуют статьи об особенностях тренировок для людей в возрасте, устраивают тематические мероприятия. Например, недавно "Территория фитнеса" наградила своих пожилых клиентов — самому старшему члену клуба было 96 лет.

Страны постсоветского пространства
Ситуация в странах постсоветского пространства несколько хуже, чем в России: доля людей старше 55 лет в клубах едва превышает 5%. Это объясняется тем, что интерес к спорту среди людей старших возрастов является очень низким. Демографическая ситуация стимулирует коммерческий фитнес ориентироваться на молодые возрастные группы, а не вовлечение сложной возрастной аудитории. Но для повышения уровня здоровья в старших возрастных группах фитнес и любительский спорт все-таки необходимы. Совместные усилия государства и коммерческого фитнеса могут помочь с улучшением ситуации.

Почему это важно?
В последние годы доля клиентов старше 65 лет выросла на 1,5 п.п. Изменения можно было бы назвать несущественными, если бы не демографический фактор: население страны стремительно стареет. Абсолютное количество людей поколения конца 1990-х — начала 2000-х на 3-5 млн меньше, чем в возрастной группе 30-44 года, которая является и наиболее платежеспособной, и наиболее крупной по численности. Смещение этой группы (30-44 года) вверх по демографической пирамиде будет во многом определять дальнейшее развитие рынка. В будущем клиенты российских фитнес-объектов будут стареть и, следовательно, чаще требовать услуги, связанные с ЛФК и “мягким” фитнесом. Не думать об этом сейчас — значит потерять клиентов в будущем.

На графике - доля клиентов старших возрастных групп в структуре занимающихся фитнесом в России, США и Великобритании.
Данные по России — опрос FitnessData, по США и Великобритании — IHRSA.


#аналитика #возраст
Первый поток